Обзор Observer: слои киберпанка Observer — это жуткий киберпанковый психологический триллер, который создала польская студия Bloober Team. Она известна тем, что до этого сделала еще один жуткий психологический триллер — Layers of Fear. Это один из лучших, самых креативных и самых страшных ужастиков последних лет. Но в то же время Layers of Fear — игра скромная, камерная и в каком-то смысле простая. А вот Observer — гораздо более амбициозная штука. В этом году поляков вообще проперло на депрессивные фантастические бродилки. Совсем недавно вышла Get Even — тоже киберпанковый триллер, где главный герой переживал свои и чужие воспоминания. А до этого была Inner Chains, которая загналась по биомеханике, по Гигеру и Бексиньскому. В ней нужно было натурально пройти через ад, чтобы в итоге его возглавить. Когда проходишь Observer, обе эти игры иногда приходят на ум. А вместе с ними и ряд других, включая SOMA и саму Layers of Fear. В Observer нужно играть за корпоративного детектива с лицом и внешностью старого Рутгера Хауэра. Зовут его Дэн Лазарски. Дело происходит в Польше, в Кракове, но это просто приятная мелочь для поляков, потому что футуристический Краков ничем не отличается от других киберпанковых городов. В этом будущем уже успела случиться новая большая война, корпорации стали официально управлять государствами, а люди прочно сели на иглу аугментаций и виртуальной реальности. Главный герой отправляется в дикие трущобы после того, как получает мутное, странное сообщение от своего сына, с которым давно не общался. На месте он находит обезглавленный труп, а весь дом внезапно берется в карантин. Лазарски остается один. Layers of Fear — игра скромная, камерная и в каком-то смысле простая. А вот Observer — гораздо более амбициозная штука. В отличие от Inner Chains и Get Even, Observer не пытается иногда быть шутером. Но в то же время простой бродилкой тоже быть не хочет, и поэтому заставляет иногда сканировать помещения, предметы и трупы, позволяет читать чужую почту, играть в мини-игры, взламывать замки и разговаривать с другими людьми. Большинство диалогов проходят через запертую дверь. Лазарски задает дежурные вопросы, чтобы взять след, но чаще всего получает больше информации про самих свидетелей. В какой-то момент ты понимаешь, что общаться со всеми ради сюжета не имеет смысла. И дальше все зависит от того, насколько тебе интересны детали жизни в трущобах, причем в той версии будущего, где и так все очень плохо. Киберпанк получился жирный. Принцип «высокие технологии, низкий уровень жизни» раскрыт краше некуда. Возможно, разработчики не пытались сделать игру такой технофобской, но получилось именно так. Трансгуманизм привел людей к зависимости от аугментаций и низвел до почти животного уровня. Этот мир оброс яркими голограммами, заменяющими не только картины на стенах, но и коврики под дверью. Но в реальности мы только ходим по дряхлым, грязным, уродливым лабиринтам. Натурально в дерьме. Тут в канализациях чище, чем в жилых помещениях. В сюжете не решается судьба мира — это, условно говоря, Эдгар По, который переходит в семейную драму, которая в конце превращается в сюжет про зарождение зла. Но в то же время киберпанк у поляков собирательный. В первую очередь, конечно, они косились на «Бегущего по лезвию». Визуально это еще более мрачная, совсем беспросветная версия оригинального фильма Ридли Скотта. Ну, и Рутгер Хауэр, понятно, был выбран неспроста. Но местами в игру врывается и «Джонни-мнемоник», и Deus Ex: Human Revolution, и System Shock, и «Призрак в доспехах». А середина игры, когда на тебя открывают охоту, даже напоминает совсем не киберпанковую, но атмосферно похожую Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Страшно бывает редко. Чаще просто морально тяжело. Игра давит своим крайне богатым, но намеренно отвратительным окружением, всем этим мусором, разрухой и грязью. Она давит полной безнадежностью для человечества. Притом сюжет, на самом деле, тоже камерный. В нем не решается судьба мира — это, условно говоря, Эдгар По, который переходит в семейную драму, которая в конце превращается в сюжет про зарождение зла. Ужастиком игра становится в отдельных эпизодах, когда Лазарски взламывает мозги людей. Тогда авторы бросают делать адвенчуру: пропадают все сканеры, необходимость жрать таблетки, искать коды и прочее — начинается чистая Layers of Fear. То есть, у тебя забирают свободу и включают страшный аттракцион. Каждый такой взлом — это пробирающий, дикий сюр на минут двадцать, а то и тридцать. Пространство постоянно меняется, иногда за тобой кто-нибудь гонится, ты слышишь крики, что-то падает, взрывается, хлопает, рычит, мигает. Иногда тебя несет через жесткий наркотический трип. Одно плохо — это редкие эпизоды стелса, когда нужно незаметно пробираться через что-нибудь. Вроде бы просто сделано, однако все равно как-то криво, и поэтому раздражает. Раздражает даже больше, чем иногда управление мышкой. Особенно когда тебе нужно выбрать реплику в диалоге или всего лишь покрутить ручку. На геймпаде нормально, а с мышкой — нет. Читать дальше...